Методический кабинет

Система работы с одаренными детьми

 

Автор: Булдаева Наталья Вячеславовна

Педагог-психолог ЦДО «Малая академия наук»

 

Одной из важнейших задач современного образования является выявление, развитие, поддержка одаренных и талантливых детей и молодежи.

Понятие одаренность очень широко описано многими исследователями. В быту сюда зачастую приписываются такие понятие как «талант», «гениальность» и т.д. Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности. Одаренность содержит в себе множество факторов, способствующих ее развитию, отсутствие которых может существенно повлиять на ее развитие и  проявление.

  1. Возрастной фактор. Зависимость раннего подъема интеллекта, незаурядных умственных  качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства. «Возрастная одаренность» еще не дает определения каким образом будет развиваться выявленная в данный момент одаренность.  Окажутся ли необычные успехи в развитии действительными предвестниками одаренности  -  обнаруживается не сразу.
  2. Социальный фактор. Одаренность может проявиться в процессе деятельности, а может и нет,  при отсутствии благоприятных условий.
  3. Врожденность. Поскольку все рождаются абсолютно разными и у каждого свой запас задатков, из которых развиваются способности.

Выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» -  весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы  применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка  -  реальная предпосылка того, что он станет одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще не достаточно отделено от возрастного, на время возникающего пока еще трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявление их интеллекта и более частных умственных способностей является как бы предварительным, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Так, начальный общий умственный подъем может обернуться более узкой направленностью и при этом обнаруживать новые резервы развития или, увы, как мы знаем, оказаться недолговечным, иллюзорным; известно, что для будущего развития интеллекта ранние предвестники его не обязательны.

По теории Рензулли понятие одаренность включает в себя три составляющие: наличие способностей выше средних, высокая включенность в проблему и креативность. На стыке этих трех составляющих рождается одаренность.  Ф. Монкс добавил к этой тройке еще три фактора: семья, школа и сверстники. Если по теории Рензулли наличие способностей, включенности и креативности  можно считать предпосылками одаренности, то дополнения Монкса являются факторами способствующими развитие одаренности. Поскольку жизнедеятельность подростка сложно представить без семьи, школы и сверстников и эти три фактора оказывают существенное влияние на его развитие, то и эти же факторы влияют на развитие одаренности, т.е. семья, школа и сверстники как бы решают за ребенка быть ему гением или нет.

 Н.С. Литейс, классифицируя разные педагогические подходы к данной проблеме, выделяет три категории детей, которых обычно принято называть одаренными: дети с высоким уровнем IQ, дети, достигающие высоких успехов в каком-либо виде деятельности, и дети с высокой креативностью (способностью к творчеству). Но если оглянуться на педагогическую практику, то можно выделить еще одну категорию детей, которых мы называем одаренными  -  это дети, хорошо обучающиеся в школе по всем предметам, т.е. обладающие академической одаренностью. Таким образом, одаренными детьми можно считать детей:

- С высоким уровнем интеллекта;

-  С высоким уровнем креативности;

-  Достигших успехов в каких-либо областях деятельности;

-  Отличников по всем академическим предметам.

Если рассматривать с практической точки зрения вышеуказанные категории детей, то более перспективной работой в направлении развития способностей можно считать работы с детьми, обладающими высоким уровнем креативности. Однако работа с такими детьми очень сложна. Это происходит в силу того, что понятие креативности «более возрастное», чем понятие одаренность. Нестандартность мышления, его свобода и гибкость во многом зависят от возраста ребенка, от чего знаний об окружающем мире. Поскольку ребенок, не имея представлений о качествах предмета, может  предложить наиболее интересное его использование, что не может сделать взрослый, знающий все качества этого предмета.

Работа в направлении выявления,  развития и поддержки одаренных и талантливых детей в целом должна строиться в русле выявления детей с латеральным мышлением и работа над его развитием.

ЦДО «Малая академия наук» работает в направлении развития научно-исследовательской деятельности среди школьников. Здесь работа идет по двум направлениям: это учебный процесс и внеучебная деятельность. Эти два направления содержат в себе следующие этапы: диагностика и развитие.

Учебный процесс:

I этап: Выявление (Диагностика).

Анкетирование и посещение академических занятий. При записи детей проводится анкетирование. Анкета составлена с учетом направления деятельности ЦДОД «МАН». По итогам анкетирования составляется банк данных одаренных детей и формируются группы детей, имеющих опыт научно-исследовательской работы и группа детей, не имеющих учебно-исследовательской работы, но желающих ею заниматься.  

II. этап: Развитие и поддержка. В сформированных группах проводятся развивающие занятия: учебно-исследовательская и проектная деятельность, психология: на этих занятиях дети получают следующие навыки: умение говорить, четко и доступно высказывать свои мысли, формировать свои идеи в проекты, структурировать свои действия, навыки невербального общения, визуальной диагностики, работы с информацией и др.

По итогам работы каждый учащийся готовит свой научный проект и защищает его на Республиканской научно-практической конференции.

Внеучебная деятельность.

I. Выявление (Диагностика). По итогам проведения олимпиад и конференции победители заносятся в банк данных одаренных детей.

II. Развитие и поддержка. Победителям предлагается научное руководство из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗов г. Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, а также участие во Всероссийских олимпиадах и конференциях.

Таким образом, система работы с одаренными детьми направлена на работу в сфере научно-исследовательской деятельности и позволяет своевременно выявлять и диагностировать уровень одаренности того или иного ребенка. В целом система работы с одаренными детьми построена таким образом, что каждый желающий может проверить свои возможности. Педагоги ЦДО «МАН» так же не забывают о том, что одаренность бывает и скрытая, поэтому создаются необходимые условия для раскрытия ребенком своих способностей.

         Малая академия наук - сфера деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

10 способов весело выучить английский язык

Автор: Ханхасаева Светлана Дмитриевна

Преподаватель по английскому языку ЦДО «Малая академия наук»

 

 

Современные ресурсы позволяют изучить иностранный язык без скуки и занудной зубрежки. Предлагаем 10 отличных способов, как организовать обучение просто, увлекательно и эффективно.

  1. 1.   LinguaLeoинтерактивный ресурс для всех возрастов, который содержит видеоряды, клипы, песни, тексты с всплывающими подсказками, диалоги. Приложение само организовывает тренировку и напоминает пользователю, когда следует приступить к занятиям и над каким разделом еще поработать. В ходе тренировок всегда можно отслеживать результаты и наблюдать прогресс.
  2. 2.   Еnglish-polyglot – сайт предлагает методику Дмитрия Петрова, который обещает освоение языка за каких-то 16 часов. Способ предполагает набор самых популярных выражений и полезных грамматических правил.
  3. 3.   Метод Ильи Франка – этот метод позволяет читать книги на английском языке в оригинале без помощи словаря, при этом вы пополняете словарный запас и изучаете устойчивые выражения. Суть метода заключается в том, что после предложения на английском идет в скобках перевод на русском.
  4. 4.   Метод доктора Пимслера – метод позволяет проработать произношение и воспринимать английскую речь на слух. В ходе занятия обучающийся слушает аудиоматериал и старается воспроизвести его по памяти. Ко всем аудиозаписям прилагаются тексты для проверки.
  5. 5.   Lang-8 – на данном ресурсе можно размещать свои сделанные домашние задания (сочинения, ответы к тестам, записанную речь), а зарегистрированный носитель языка будет проверять правильность задания. Вы можете отблагодарить проверяющего, откорректировав его задания на русском языке.
  6. 6.   ESLPod – сайт содержит большое количество подкастов на различные актуальные темы, поданные в увлекательной живой манере, за счет чего усвоение новых выражений происходит легко и просто.
  7. 7.   Twominute English – вместо того, чтобы листать бесконечные ленты в социальных сетях, можно в свободную минутку просмотреть двухминутные видео на английском языке на данном сайте, например, во время ожидания в очереди в магазине или во время дороги.
  8. 8.   BBC Learning English – ресурс для любителей британского английского языка. Подкасты, фильмы, короткие видеоролики, аудиозаписи диалогов с транскрипцией и подсказками со словарем – настоящая кладовая занимательного материала, который можно изучать, не напрягаясь.
  9. 9.   Loyalbooks – здесь размещено огромное количество аудиокниг, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Книги можно прослушивать во время рутинной домашней работы или прогулки.
  10. 10.   Duolingoизучение происходит в игровой форме. Есть дерево развития навыков, по которому двигается ученик. Пользователю дается несколько «жизней», которые тратятся в случае ошибок при выполнении задания. Приложение высылает уведомление на телефоне, если пользователь забывает выполнить очередное упражнение.

Как мы видим, способов существенно улучшить познания в английском довольно много, а современные технологии дают возможность получать навыки без временных затрат и больших усилий. Успехов в изучении!